Для того, чтобы зарегистрировать аэролодку / аэроглиссер в ГИМС МЧС, вам необходимо будет иметь перечень следующих документов:
• договор купли-продажи (в котором должны быть указаны заводской номер аэролодки и номер двигателя, пассажировместимость и максимальная грузоподъёмность);
• паспорт на аэролодку / аэроглиссер (руководство пользователя или руководство по эксплуатации), в котором обязательно должны быть прописаны основные параметры аэролодки, её заводской номер, номер двигателя и его мощность, а также максимальная разрешённая для установки мощность двигателя, и год постройки судна;
• заверенная копия сертификата соответствия ГОСТ Р о том, что данное изделие полностью соответствует технологии производства, согласно техническим условиям (ТУ), разработанным в данной компании-изготовителя;
• заверенная копия сертификата ГОСТ Р ИСО 9001 – 2015 (сертификат соответствия системы менеджмента качества);
• справка-счёт (если покупателем является физическое лицо, если юридическое лицо, то не нужно);
• акт приёма-передачи (подписанный обеими сторонами);
• чек либо товарный чек об оплате договора купли-продажи, или банковскую квитанцию, в случае оплаты через банк (но данный пункт редко запрашивают);
• личный паспорт;
• ИНН (номер), также возможно могут спросить СНИЛС (номер);
• квитанцию об оплате Государственной пошлины (сумму и реквизиты для оплаты нужно уточнить на месте).
При непосредственной регистрации инспектор должен сопоставить все номера аэролодки с номерами в документах. Для этого аэролодку подвозят к месту регистрации на площадку в ГИМС МЧС либо на другую, при наличии услуги выезда инспектора на место осмотра. Перед осмотром необходимо заполнить заявление установленной формы по шаблону в отделении ГИМС. После процедуры осмотра, через несколько дней вы можете подъехать в ГИМС и забрать судовой билет с номерами. Номера необходимо наклеить на борта.
Заранее позвоните в своё отделение ГИМС и уточните ваши действия, так как в каждом конкретном регионе могут быть некоторые отличия по регистрации аэролодок. При общении с инспектором обязательно скажите, что у вас маломерное судно особой конструкции.
Касательно некоторых мифов о регистрации аэролодок:
Чтобы поставить аэролодку на учёт — абсолютно достаточно перечисленных выше документов! Но встречаются производители, которые имеют Сертификат Соответствия Таможенного Союза о соответствии требованиям технического регламента "О безопасности маломерных судов" — ТР ТС 026/2012. Это облегчает таможенные оформления при прохождении границы (!), и регистрацию в странах, на которые данный сертификат распространяется (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения), но ни коим образом не исключает юридическую силу внутренних Сертификатов соответствия системы ГОСТ Р РФ, которые мы рассматривали в самом начале статьи.
Все маломерные суда изготавливаются на основании множественных ГОСТов (такие как: ГОСТ 15150, ГОСТ 2.114, ГОСТ 23660, ГОСТ 14192, ГОСТ 51474, ГОСТ 15846) и требований норм безопасности — всё тех же упомянутых ТР ТС 026/2012 (но ещё вдобавок к ним ГОСТ 12.2.003, ГОСТ 12.3.002, ГОСТ 12.3.030 и т.д.), которые прописаны в Технических условиях любого производителя маломерных судов. Другими словами, наличие Сертификата Соответствия Таможенного Союза безусловно будет не лишним, но не является единственным и достаточным условием для постановки на учёт маломерного судна в ГИМС.
Другое дело, когда производитель не может предоставить даже самый простой Сертификат соответствия к своим же Техническим условиям, то такую аэролодку поставить на учёт не удастся. Поэтому покупайте аэролодки исключительно у сертифицированных производителей, чтобы избежать нарушений, штрафов и изъятия неправомерного к эксплуатации судна!